Дети

Учимся читать весело


Учимся читать веселоЧтение – это обязательный элемент программы гармоничного развития ребенка, ведь оно не только помогает развивать интеллектуальные способности – память, воображение и т.д., но и способствует правильному нравственному и духовному становлению личности. Хорошая книга – это добрый учитель, которая может дать вашему ребенку массу полезных уроков. К сожалению, многие дети чтению предпочитают просмотр мультиков или догонялки во дворе с друзьями. Конечно, не справедливо говорить, что ребенок должен читать все свое свободное время, те же прогулки на свежем воздухе или общение со сверстниками не менее важные процедуры. Однако всему свое время. В этой статье мы хотим рассказать о том, как приучить ребенка к регулярному чтению, а кроме того дать ему понять – чтение может быть также быть очень веселым и интересным занятием при правильном подходе.

Игры с книгой. Игра – это главный способ изучения окружающего мира для ребенка до 7-10 лет. Игра помогает сформировать привычки ребенка, а также его интересы и нравственные ориентиры. То, что усвоено в игре надежно закрепляется в памяти детей потому, что в ней нет никакого принуждения, а любая информация имеет эмоциональную насыщенность. Вот почему, приучать ребенка к книге также проще всего посредством игры. Конечно, можно обратиться в специальный центр развития ребенка, коих сейчас много и на одного из них легко можно найти в интернете. В таком центре ваш ребенок вместе с другими будет знакомиться с книгой в интересной и веселой обстановке. Однако вы и сами должны помогать своему ребенку, в свободное время вы можете поиграть с ним в такие игры:

— «Озвучивание». Это очень простая игра, она предполагает рассматривание картинок и их звуковое озвучивание. Такое развлечение, конечно, для самых маленьких: очень им нравится мяукать как котята, рычать как щенок, мычать как коровка и т.д. Очень важно, чтобы родители играли вместе с ребенком и делали это увлеченно, только тогда игра будет действительно эмоциональной и интересной.

— «Играем в прятки». Это еще одно развлечение для самых маленьких, которое прекрасно развивает внимательность. Скажите ребенку — котенок потерялся, давай его отыщем, и вы увидите, с каким увлечением он начнет его разыскивать и как радостно ему будет обнаружить его на последней странице. Только обязательно постоянно поддерживайте интерес ребенка фразами вроде: «где же котенок?», «нету котенка, а давай посмотрим дальше!», иначе ваш малыш может попросту расстроиться, не успев закончить поисков, и игра принесет ему только разочарование и даже то, что вы найдете котенка за него, сильно ему не поможет.  Варианты пряток могут быть самые разные, можно разыскивать что-то конкретного цвета и формы, все зависит только от вашей фантазии. Таким образом, постепенно расширяя кругозор ребенка, вы сможете со временем перейти к более сложным предметам, а потом и буквам.

«Копирование картинки». Эта замечательная игра, раскрывающая творческие способности вашего ребенка. Задача проста – рассмотреть картинку, прочесть написанное рядом с картинкой и постараться изобразить то, что написано и нарисовано. Конечно, и тут ребенку потребуется помощь, развлекайтесь вместе с ним, изображая испуганных котят и улыбающихся медвежат. Постоянно мотивируйте ребенка на то, чтобы он самостоятельно заглянул в книгу – «Посмотри, что написано дальше – щенок очень развеселился, а как ты думаешь, веселится щенок?». Довольно часто во время этой игры ребенок начинает сам выдумывать продолжение книги, такую инициативу стоит поощрять. Это прекрасный опыт его самостоятельного творческого развития в процессе чтения. Помните и то, что на картинках далеко не всегда изображено все, что написано, а потому вы и ваш ребенок получаете возможность большей импровизации, опираясь только на текст.

«Иллюстрирование книги». Такая игра для детей постарше, которые еще не умеют читать, но уже рисуют. Прочитайте ребенку какой-нибудь эпизод и попросите ребенка нарисовать к нему иллюстрацию. Чем младше художник, тема проще должен быть сюжет и тем большую помощь ему необходимо оказывать. Однако помощью увлекаться не следует, отнимать у ребенка краски – это уже явно лишнее. Конечно, у вас получится лучше, но пользы от вашей работы ребенку никакой.

«Играем в Карлсона». Вместо Карлсона здесь может быть любое другое имя из доброго мультфильма или сказки. Эта игра сложнее предыдущих, а значит, лучше подходит для детей постарше. Задание у ребенка такое – придумать новое приключение для своего любимого персонажа и обыграть его. Конечно, ему следует помочь. Ваш малыш может превратиться в Буратино и убрать за собой игрушки в полосатом колпачке и двигаясь так, как будто он деревянный. Все нужно изображать очень достоверно, иначе игра теряет всякий смысл. Кстати говоря, подобные игры также помогают, используя заинтересованность ребенка, научить его самостоятельно убирать за собой, одеваться, аккуратно есть или чистить зубы и т.д. Не забывайте «советоваться» с книгой, она всегда должна быть рядом. Однако стоит сказать, что сильно увлекаться такой игрой не стоит, иначе ребенок слишком оторвется от действительно и поверит, что он, на самом деле Буратино, а не Вася Петров.

«Сочиняем сказку». Эта игра требует определенных творческих способностей. Сочинять собственный сюжет — это довольно сложно, но зато крайне интересно. В каждой семье сегодня есть компьютер, а потому сказку, которые вы с ребенком сочините, можно будет напечатать, снабдить иллюстрациями и «выпустить» ограниченным тиражом для родственников и друзей. Однако, конечно, лучше создавать книги вручную. Пусть этот процесс окажется более длительным, но представьте, какую гордость испытает ваш ребенок, когда собственноручно изготовит целую книгу с обложкой и иллюстрациями! Конечно, если ребенок еще не умеет писать, вам придется ему помочь, в противном случае ваша роль должна быть минимальной.

Если ребенок уже привык к книге и полюбил ее, пора переходить к обучению чтению. Аккуратно формируйте у ребенка желание самостоятельно научиться проникать в интереснейший мир книги: «Как прекрасно уметь читать самому, не надо просить родителей или бабушек…»

Первые не очень успешные попытки научиться читать, могут совсем отбить у ребенка охоту продолжать: он понимает – научиться этому не так уж и просто, и если буквы выучить еще возможно, то соединять их в слова совсем нереально. Но все трудности можно преодолеть, существует масса методик, помогающая ребенку научиться читать, однако помните – никогда не заставляйте ребенка, не превращайте обучение в обязанность, не сравнивайте его с соседским ребенком, который давно прекрасно читает, и ни в коем случае не ругайте его тогда, когда у него не получается. Все это давление только затормозит процесс. Здесь вам потребуется терпение, фантазия и последовательность. Учиться читать можно также как и приучаться к книге, используя игры:

— «Дружные ребята». Модификаций у этой игры может быть много. В ней буквы одушевляются – они как будто друзья и вместе составляют одно слово. Одна буква словно идет навстречу другой, а ребенок тянет звук «д», да тех пор пока он не достигнет звука «а» и они вместе не образуют короткое слово «да». Можно также попробовать соединять  потерявшихся друзей в каждую свободную минуту. Даже когда вы едете в транспорте, это вполне реально – ищите нужные буквы на различных баннерах, рекламирующих кинопремьеру или , Билайн, Мегафон. Всего несколько минут неутомительного занятия в день, и ребенок постепенно привыкает к связыванию букв в слоги, а затем и в слова.

«Абракадабра». В этой игре нужно из абракадабры, которая образуется при чтении слова по буквам, составить слово, чтобы понять смысл, например, зашифрованной записки. Игра может быть построена, например, так: Разведчик-котенок должен расшифровать задание шпионского центра, чтобы правильно выполнить спецзадание. Вы увидите, как весело будет ребенку слышать исковерканные неумелым котенком слова и как он будет рад, что смог ему помочь, прочитав слово правильно.

«Найди близнеца». Эта игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок должен найти в печатном тексте. Интереснее всего ребенку, когда используется его любимая книга, но подойдут и какой-нибудь журнал, с явно взрослой тематикой, можете предложить ребенку хоть аналитическую статью о различиях и сходствах безлимитных тарифах компаний МТС, Билайн и Мегафон. Ведь ваш малыш должен привыкать к тому, что книги бывают разные, в них может и не быть красивых иллюстраций. Конечно, игру нужно сопровождать веселыми подбадриваниями и комментариями, тогда она интересна и не надоедает. Обязательно проговаривайте вместе в ребенком найденные слоги таким образом, чтобы они ассоциировались с единым слогом, а не с двумя раздельными звуками. Постепенное визуальное привыкание к слогам, в конечном счете, приведет к соединению букв в слоги.

Конечно, после того, как ваш малыш научиться складывать буквы в слоги и слова, пройдет довольно много времени, пока он сможет бегло читать. И это факт, разумеется, будет вызывать у него негативные эмоции, которые, в первую очередь, будут связаны с очень медленным воспроизведением и понимаем смысла прочитанного, поэтому ребенок должен постоянно в этот период чувствовать вашу поддержку.

Продолжайте читать малышу вслух и обсуждайте с ним прочитанное. Умышленно дочитывайте до интересного момента и вдруг вспоминайте о необходимости срочно куда-нибудь отойти, а книгу, естественно, оставляйте на видном месте. Рано или поздно ваш малыш сам потянется к ней, ведь ему так интересно узнать продолжение! А если ребенок сам дочитал книгу, без вашей помощи, обязательно похвалите и попросите его рассказать, как же заканчивается книга. Только ваш интерес должен быть искренним, кроме того ребенок должен понимать, что вы просто интересуетесь судьбами героев, а не экзаменуете его.

Главная истина, которую необходимо усвоить при обучении чтению – ни в коем случае не заставляйте ребенка брать в книгу. Он должен понять, что это не наказание, а наоборот поощрение. Чтение – это всегда новые знания, развитие и удовольствие. Это должен понимать и родитель, и ребенок, и тогда все получится!